В 2000 году глава концерна Volkswagen Фердинанд Пих (англ. Ferdinand Piech) решил сконструировать сверхэкономичный автомобиль по следующему техническому заданию: способность преодолеть 100 километров на 1 литре топлива.
Для достижения технического задания было решено максимально снизить вес всех узлов автомобиля и облегчить кузов. Достигнуто это было следующими техническими решениями:
Первый прототип был изготовлен к 2002 году. Название автомобилю было дано по техническому заданию — «1-Liter car» («однолитровый автомобиль»).
Он представлял собой двухместный автомобиль с посадкой пассажира за водителем и с откидным прозрачным колпаком, как на самолётах-истребителях.
В качестве двигателя был применён 1-цилиндровый атмосферный дизельный двигатель объёмом 299 см³ и мощностью 8,5 л.с. Коробка передач использовалась 6-скоростная секвентальная, роботизированая, без педали сцепления.
Массово-габаритные характеристики «однолитрового автомобиля»:
На первом показательном пробеге автомобиля Фердинанд Пих преодолел на нём 230 километров с территории автозавода в Вольфсбурге в Гамбург, где проходило годовое собрание акционеров концерна Volkswagen, показав средний расход топлива 0,89 литров на 100 километров[1].
Полной заправки бака «1-Liter car», по заявлению представителей концерна, хватало на 650 километров[2][3].
В 2009 году на традиционном автосалоне во Франкфурте-на-Майне, концерн Volkswagen представил новую версию сверхэкономичного автомобиля «1-Liter car» — Volkswagen L1. В данном случае прежнее название решили упростить до аббревиатуры.
На этот раз конструкторы усилили и усложнили силовую установку. Автомобиль стал гибридным.
На L1 был установлен двухцилиндровый турбированный дизель объёмом 800 см³ и мощностью 13,4 л.с. а также электродвигатель.
Гибридная схема предполагала одновременную работу дизеля и электромотора в экономном режиме суммарной мощностью в 27 л.с. и в спортивном режиме в 39 л.с.[2]
Также увеличились массово-габаритные характеристики самой машины по сравнению с предыдущей версией:
Выбросы CO2 — 39 грамм/км. Максимальная скорость заявленная концерном Volkswagen составила 158 км/ч. До 100 км/ч L1 разгонялся за 14,3 секунды[4].
В 2011 году концерн Volkswagen представил третью версию «1-Liter car» — Volkswagen XL1[2][5].
Главной конструктивной особенностью XL1 стала классическая расстановка сидений. Откидной колпак был заменён поднимающимися вверх дверями.
Другие особенности конструкции послужившие для снижения веса[6]:
В XL1 установлена 7-ступенчатая роботизированная коробка передач с автоматическим сцеплением.
Гибридная силовая установка представлены двухцилиндровым турбодизелем и электродвигателем. Электродвигатель конструктивно встроен вместо маховика и является как стартером, так и генератором.
Характеристики гибридной установки[6]: